Нарушение порядка предвыборной агитации

18.08.2020

 В адрес Клуба избирателей Рязанской области обратился гражданин, который сообщил что в сети Интернет, на сайте «ВКонтакте», 03.08.2020 г. на странице депутата рязанской областной Думы Малюгина В.Г. размещен текст «Напомним, что 13 сентября состоятся выборы в Рязанскую областную Думу. Мы призываем всех проявить свою активную гражданскую позицию и не допустить снова «единороссов» в Думу. Они уже показали себя, как инициаторы законов о повышении пенсионного возраста, об отмене запрета на игорный бизнес, повышении НДС до 20% и других людоедских инициатив».
Кроме этого, 05.08.2020 г. Малюгин В. Г. на своей странице (ссылка- https://vk.com/id418344040) разместил пост с текстом «Вот такие баннеры появились в Рязани. Молодцы, что такие честные. А мы думали, что вам это чуждо: Агитация началась...» и фотографиями агитационных материалов (баннеров) кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Рязанское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Шевырева А.П., Гусевой Т.В., Кучаева Ю.Ю., Агапкина М.И., Ачалова А.Е., на которых также изображен логотип Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». 
Гражданин полагает, что кандидатом в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Малюгиным В.Г. при размещении вышеуказанных постов на своей странице на сайте «ВКонтакте» допущено нарушение выборного законодательства.
В соответствии с пунктом  2 статьи  48 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанного ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 названного Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Фотографии баннеров кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Рязанское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в совокупности с текстом к этим фотографиям и текст «Напомним, что 13 сентября состоятся выборы в Рязанскую областную Думу. Мы призываем всех проявить свою активную гражданскую позицию и не допустить снова «единороссов» в Думу. Они уже показали себя, как инициаторы законов о повышении пенсионного возраста, об отмене запрета на игорный бизнес, повышении НДС до 20% и других людоедских инициатив» имеют цель  призвать  избирателей голосовать на выборах в Рязанскую областную  Думу седьмого созыва  против кандидатов, выдвинутых  избирательным объединением «Рязанское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» вышеуказанные посты  являются предвыборной агитацией. 
Кандидат Малюгин В.Г., разместив пост с фотографиями агитационных  материалов (баннеров)  кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Рязанское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»   на которых  изображен логотип Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», нарушил требования пункта  1.1.  статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), согласно которого запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Логотип Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (оригинальное начертание, изображение сокращенного наименования партии), относится к перечисленным в пп. 1 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса (далее ГК РФ) результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана.
Пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ определено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233), если ГК РФ не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
По мнению избирателя, кандидат Малюгин В.Г., в отсутствие разрешения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на использование на своей странице на сайте «ВКонтакте» в своем агитационном материале логотипа партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», грубо нарушил права партии и требования пункта 1 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ.
Кроме этого, статьей 54 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
По смыслу указанной статьи материалы, которые технически могут быть размещены в сети «Интернет», относятся к аудиовизуальным (предназначенным для зрительного и слухового восприятия либо только для зрительного, либо только для слухового), в связи с чем при их выпуске и распространении должны соблюдаться соответствующие требования указанной статьи Федерального закона. 
В силу пункта 5 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов кандидатов.
В соответствии с пунктом  2 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ все печатные и аудиовизуальные предвыборные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя и отчество лица, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) данные материалы, а также информацию о тираже, дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонд, электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде (пункт 3 статьи 54).
Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 и (или) пункта 3 названной  статьи Федерального закона № 67-ФЗ (пункт 6 статьи 54).
Поскольку размещенные Малюгиным В.Г. в сети Интернет посты являются агитационными материалами, расходы на  их размещение и изготовление  осуществлены не из средств избирательного фонда кандидата, экземпляры указанных  материалов не содержат необходимых выходных данных  и со сведениями, указанными в пункте 3 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ, в окружную избирательную комиссию не представлялись, нарушают требования законодательства об охране интеллектуальной собственности  их следует  признать незаконными агитационными материалами и  запретить их распространение. 

На главную